Привет! Мы используем cookie-файлы, чтобы дать вам самый актуальный контент. Это безопасно.
Ок
Close
Скажи как есть
Автор - Лариса Москаленко
Профессиональный сертифицированный коуч Международной Федерации Коучинга PCC ICF.
Огромная благодарность журналу "Все о коучинге" и особенно Резеде Шакуровой
Материал будет особенно полезен коучам и "продвинутым" клиентам.
Прямое общение для коуча — это новые возможности и проблемы.
Все зависит от того, как он его использует.

Что дает клиенту прямая коммуникация?
Как совместить коучинговые вопросы и прямой отклик?
Как делиться своим, оставаясь при этом в картине мира другого человека?
Как понять — что и когда важно сказать?

Компетенции коуча поначалу могут восприниматься как значительные ограничения, ущемляющие возможности коуча и мешающие ему увидеть результаты проделанной работы. А если посмотреть на компетенции как на грани ценностей, возвращающих человека к самому себе? Или как на точки опоры, позволяющие усилиться в профессии и получить бóльшую свободу, управляя собственными изменениями.

Прямая коммуникация — это способ передачи информации другому человеку, но при этом важно обращать внимание на то, насколько адекватно она восприни- мается. Прямая коммуникация первой включается у малышей, когда они учатся разговаривать. Кстати, под давлением окружения она блокируется, не успев раскрыться в полном объеме своих возможностей. И коучам, будучи взрослыми, приходится заново обучаться навыкам прямого общения. Точнее, им приходится глобально пересматривать свое понимание, что такое прямая коммуникация, и что не имеет к ней никакого отношения.


Что сложнее?

Для качественного выстраивания отношений с клиентом (как и с любым человеком) коучу важно уметь доносить информацию. Причем делать это таким образом, чтобы та была воспринята однозначно и полезна клиенту, процессу, взаимоотношениям (и самому коучу, конечно). Здесь возникает много вопросов: какой информацией надо делиться с клиентом, как это делать, в какой момент и с какой целью. Поначалу коучи относятся к седьмой компетенции довольно настороженно. «А зачем мне этот навык? У меня же есть вопросы, которые помогают безопасно и безболезненно исследовать картину мира клиента. В случае чего их можно задать с мягкой директивностью. Клиент все равно этого не заметит». Затем недоверие сменяется вздохом облегчения. Оказывается, коучу можно и даже нужно говорить, а не только вопросы выдавать. Более того, прямая коммуникация позволяет создавать партнерское взаимодействие, которое ведет к раскрытию личностного потенциала клиента.


Что, когда и зачем

На старте отношений коуч использует прямую коммуникацию, чтобы четко обозначить границы своих возможностей и убедиться, что клиент понял «правила игры». Коуч рассказывает о себе: кто он, чем занимается, что умеет, каков его профессиональный уровень и пр. Об этом легко говорить, когда у коуча уже сформировано четкое понимание возможностей коучинга и видение собственного поля деятельности на этой обширной территории. Чем точнее в прямой коммуникации коуч обозначает границы личных возможностей и ожиданий, тем больше понимания у обеих сторон в вопросах дальнейшего взаимодействия. В ходе контракта коучу периодически нужно возвращаться к созданным ранее договоренностям и обязательствам, что тоже можно делать в формате прямого общения. Например, рассказать клиенту о нарушении заявленных им сроков либо невыполнении им взятых на себя обязательств (оставаясь при этом в рамках 11-й компетенции). Коуч в данном случае не критикует и не обвиняет. Он с помощью прямой коммуникации информирует клиента о том, что заметил. Для поддержания партнерских отношений коуч в прямой коммуникации может говорить о своих наблюдениях, чувствах и мыслях по поводу контракта на сессию (помня при этом о корректности проявления 2-й компетенции). А для построения доверительных отношений (в рамках 3-й компетенции) коучу позволительно делиться наблюдениями, мыслями и чувствами о контексте сессии или о клиенте в контексте сессии. Для удержания процесса развития партнерских отношений в рамках коучинга (без перехода в другие виды взаимодействия) коучу тоже необходима прямая коммуникация.

Чтобы заслужить доверие другого человека, для начала продемонстрируйте доверие к себе и к нему. Коучам легко делиться наблюдениями, высказывать мысли, возникающие в ходе сессии.
Но поделиться чувствами о происходящем — это может стать сильным вызовом.

Доверие рождается из доверия

Чтобы заслужить доверие другого человека, для начала продемонстрируйте доверие к себе и к нему. Коучам легко делиться наблюдениями, высказывать мысли, возникающие в ходе сессии. Но поделиться чувствами о происходящем — это может стать сильным вызовом. Говорить о происходящем или о человеке, сидящем напротив, гораздо безопаснее, чем о себе (например, о своих чувствах, вызванных рассказом или действиями человека). Но в тот момент, когда коуч делится чувствами, выделяет одну фразу или факт из всего того, что рассказал клиент, он, по сути, делится с собеседником собственной картиной мира. То, как коуч реагирует, — это проявление его личности в ходе сессии. Бывает, что из опасения проявить себя (попросту от недоверия к себе и собеседнику) коучи часто отмалчиваются вместо того, чтобы открыто признать: «Слушай, я запутался. Ты так много всего рассказал, что я в какой-то момент перестал пони- мать, о чем идет речь». Или, молча переживая либо злясь на клиента, не решаются сказать ему об очередном нарушении договоренностей. И здесь у каждого коуча есть выбор. Сказать все как есть и тем самым дать возможность себе и клиенту выйти из ситуации, укрепив при этом взаимопонимание и доверие. Либо копить все в себе, а когда станет совсем невмоготу, идти к ментору или супервизору с наболевшим вопросом: «Что мне делать с таким клиентом?»

Построение доверительных отношений начинается с умения коуча довериться клиенту. То есть, коуч с помощью прямой коммуникации может продемонстрировать собственное восприятие сказанного клиентом (оставаясь при этом в контексте его запроса), возвращая факты, метафоры, аналогии, мысли, чувства. Открытый разговор с клиентом о контексте сессии позволяет коучу наращивать 8-ю компетенцию (Стимулирование осознанности клиента). Прямая коммуникация имеет наибольший массив вариантов проявления именно этой компетенции. Прямая коммуникация — один из главных способов, позволяющих клиенту расширить собственную картину мира. Прямое общение коуча (в сочетании с остальными коучинговыми компетенциями) — единственная возможность для клиента получить взгляд извне на свою ситуацию и себя в ней. Смелость и уверенность в необходимости «сказать все как есть» приходит с опытом и зависит от готовности коуча и ответа на вопрос...


Как говорить

Важно помнить: то, что коуч возвращает клиенту во время сессии, — это результат его субъективных знаний, возможностей, умений, взглядов, опыта, мыслей, чувств. Навык прямого общения может оставаться «темной лошадкой» для коуча до тех пор, пока он не научится доверять себе, уважать личное восприятие и собственную картину мира. Рост доверия к себе и, как следствие, опыт проявления седьмой компетенции ведет к осознанию того, что прямая коммуникация для коуча — это умение «делиться собой». Все, что думает и чувствует коуч во время сессии, может пригодиться (или же нет) человеку, сидящему напротив. Прямая коммуникация работает в связке с любопытством и решимостью коуча предложить клиенту для исследования свою субъективную точку зрения. Ценность имеет только то, что из сказанного коучем клиент захочет добавить в свою картину мира.

Прямая коммуникация — это не способ подтолкнуть или направить клиента в нужном направлении, а возможность расширить понимание ситуации. Прямое общение помогает клиенту увидеть ее с разных сторон, получить новый опыт, найти себя в нем. Признание значимости всего, что происходит в жизни другого человека, делает прямое общение великолепным способом обмена значимостями. Из этого обмена рождается потребность говорить «как есть» человеку, сидящему напротив во время сессии, чтобы потом обязательно спросить его: «Что тебе это дало?».