Привет! Мы используем cookie-файлы, чтобы дать вам самый актуальный контент. Это безопасно.
Ок
Close
Слушать и слышать

Профессиональный сертифицированный коуч Международной Федерации Коучинга PCC ICF.
Огромная благодарность журналу "Все о коучинге" и особенно Резеде Шакуровой
Материал будет особенно полезен тем, кто хочет больше понимать процесс коучинга.
Тому, кто не знаком с коучингом сложно понять, что вообще делает коуч. И почему нужно платить за то, что тебя слушают, задают вопросы и даже не дают никаких советов, ведь все умеют слушать и спрашивать, а друзья, например, еще и бесплатно выдадут пару-тройку добрых "я знаю, что тебе нужно."

И в этом есть правда, с одной лишь разницей, что результативность работы с коучем гораздо выше добрых посиделок с друзьями, если конечно нужно решение, а не просто приятный вечер.

Мы будем много говорить о том, что именно делает коуч, что в этом ценного и какие дает результаты. Текст ниже - продолжение большого материала о том, как влияет на коммуникацию простое человеческое умение слышать и в чем ценность того, как слушает коуч.

Чем отличается собеседник от хорошего собеседника? Умением услышать. Интересно, когда человек много знает, но тогда он не обязательно хороший слушатель, скорее хороший рассказчик. И даже тут важно, чтобы он мог услышать, о чём рассказывать и когда закончить.

Коучи профессионально хорошие собеседники. И уровень их профессионализма так же сильно зависит от таланта слышать, как профессионализм балерины от возможности стоять на ногах.

Как часто вас слышат?

Помните, как это? Клиенты коучинга говорят о том, что работа с коучем даёт им редкую возможность быть услышанным. А когда это происходит они, иногда впервые, ощущают отсутствие бесполезности разговора, собственную важность для самих себя, удовольствие от возможности быть открытым и сказать то, в чём иногда не могли признаться даже себе. И наконец, клиент получает возможность без страха говорить о себе.

Для многих это очень редкое ощущение, что иметь проблемы в жизни - это нормально, иметь личный способ воспринимать мир вокруг - это нормально, мыслить и говорить об этом по-своему – да, тоже нормально. И когда слушают его, а не чьи-то идеи по поводу его ситуации, разговор дальше строится вокруг того, что важно говорящему и может ему помочь.

Важность и интерес коуча к тому, что говорится, отсутствие назиданий, оценки и скоропалительных предложений решения даёт возможность клиенту не спорить, защищаться или прятаться, а спокойно уделить время себе, быть честным с собой. Искать, находить и обсуждать важное для себя: свои желания и потребности, возможности и ограничения. Строить новые гипотезы и варианты решения, осознавая реальную глубину влияния на собственную ситуацию, всё больше доверяя себе, опираясь на собственные силы.

Чаще всего в жизни, когда человек намерен найти что-то важное для себя в разговоре, он направляет туда своё внимание. То есть он оценивает важность, нужность, правильность с точки зрения решения своей задачи, темы разговора, информации, самого собеседника, его взглядов, поведения и ещё множество параметров.

Иногда люди осознают свои задачи, а иногда искусно их вуалируют даже от самих себя.
Чего на самом деле хочет, когда мама спрашивает ребёнка об оценках?
Что на самом деле хочет начальник, спрашивая подчинённого о выполненной работе?
Что именно хочет знать жена, спрашивая мужа о новом платье?

В любых ситуациях у человека есть личные задачи, которые он решает с помощью коммуникации и всю поступающую информацию он оценивает с точки зрения решения этих задач.


Намерение коуча, с точки зрения слушания, это вместе с клиентом максимально выявить понимание клиентом себя, своей потребности и ситуации, с помощью разговора. То есть помочь человеку, слушая вместе с ним, услышать, всё, что возможно. И цель коуча, то есть единственное, что коуч оценивает, постоянно сверяясь с клиентом, всё ли и так ли сказал клиент о том, что имеет для него важность.
Поэтому, в частности, очень важно, чтобы коуч не включался в решении задачи клиента, иначе не избежать оценок клиента и ситуации, а это часто угроза доверию, а разговор переходит из коучинга в консультирование.

Чем лучше коуч умеет видеть и отделять свои личные задачи, от задач в профессиональном взаимодействии, тем сильнее коуч. Это процесс длительный и требует внимания коуча к себе. Но это уже тема отдельной статьи.

Человеческий мозг не может не оценивать происходящее вокруг – это условие успешного выживания. Но человек может выбирать, что именно он будет оценивать в каждом конкретном разговоре. Ведь очень часто наше умение давать оценку собеседнику играет против нас в построении отношений не только в коучинге, но и с близкими, в бизнесе, просто с друзьями.

Когда коуч (и не только) чаще всего перестаёт слышать?

- Когда решает, что всё понял.
- Если уверен, что у него есть ответ.
- Думает, что ответить, или о чём-то своём (страхи, сомнения, неуверенность).
- В случае, если быстрый результат имеет бОльшую важность.
- Когда информация, которую рассказывают интереснее или важнее. И здесь тоже теряется информация о человеке, велик риск не верно понять.


С чего можно начать, учась слышать собеседника?

Попробуйте задавать себе фокус внимания на разговор, это поможет направить ваше умение оценивать в «мирное русло». Например: первые десять минут разговора попробуйте сосредоточиться на том, что чувствует ваш собеседник по поводу того, что рассказывает.

Или:
- Что и почему вызывает у него такие чувства.
- Что он думает по этому поводу.
- Что и по какой причине заставляет его так думать.
- Как он склонен действовать в таких ситуациях, что побуждает его действовать именно так.

Важно дать время в разговоре себе просто слушать, оценивая только полноту и точность собственного понимания собеседника. Посмотрите, изменится ли ваша реакция, и в каких ситуациях для вас важно это использовать, а в каких это лишнее. Вы в праве выбирать, когда в жизни какой способ слушать для вас полезнее.

Конечно, в разговоре очень важную роль играет намерение собеседника, то есть как собеседник собирается использовать или обычно использует услышанное. Именно поэтому компетенции коуча важны все, не работают по отдельности и часто не работают даже когда нет одной. Сложно оценить всю шестиметровую статую Давида, если отпилить у него кисть руки и рассматривать одну. Так же и сам Давид без руки станет уже чем-то другим. На успешность, продуктивность и полезность коммуникации для обеих сторон влияют много факторов, но умение слышать, это часто очень сильный первый шаг.

В чем ценность?

В хорошем коучинге такое умение коуча слушать - это возможность для клиента, со временем, научиться слышать себя самостоятельно, возможность понимать себя больше и лучше, оказывая особое внимание и уважение ко всему, что происходит внутри и снаружи.

Внимание к себе, в свою очередь, даёт возможность самостоятельно сравнивать и выбирать наилучшее, самое подходящее именно сейчас, даёт понимание, что ответ всегда есть внутри тебя самого. Ты просто не давал себе возможности или права его услышать. Самую большую ценность в моей работе, для меня всегда имеет отдельная благодарность за усилившееся умение слышать себя, находить опору в себе самом, слышать и принимать свои смыслы, свои цели и свой путь. За возможность быть услышанным самим собой.